FB
.ru

А он все партизанил. «Тридцатилетняя война» Оноды

Подписаться Редактировать статью

Помните старый анекдот о том, как в белорусских лесах обнаружили старика-партизана, который не знал, что Великая Отечественная закончилась, и продолжал пускать под откос грузовые составы? А теперь представьте себе, что подобное происходило на самом деле. Только не в бывшем СССР, а, скажем, на Филиппинах. Думается, многие знают об истории Хироо Оноды - младшем офицере японской военной разведки, который фактически с 1944 года стал, по приказу командования, партизаном на одном из филиппинских островов, а сдался тамошним властям лишь через тридцать лет – в 1974 году. Сейчас хочется поразмышлять не столько о самой истории, хотя она и кажется невероятной, сколько о человеческой психологии, о сильных и слабых сторонах традиционного воспитания и о людях, из которых, по слову поэта, «гвозди бы делать». Но сначала все-таки вкратце напомним, о чем конкретно речь. А тех, кто не знаком с этой историей, познакомим с невероятными приключениями Оноды.

«Тебе надо продержаться»

Команди приказал держаться. И Онода держался

Жизнь Хироо Оноды полна испытаний, но те приключения, о которых идет речь, начались в 1945 году, когда он, только-только ставший младшим лейтенантом и отправленный на филиппинский остров Лубанг, получил приказ держаться от трех до пяти лет. При этом самоубийство Оноде было строго запрещено. Только держаться до последнего бойца. Приказ был отдан генералом Сидзуо Екоямой. И генерал обещал непременно вернуться за Онодой. И вот, американцы разбивают японский гарнизон, занимают остров, и Онода со своей группой из трех человек уходит в джунгли. Там он создает базу группы и начинает войну. Партизанскую войну, растянувшуюся на тридцать лет.

«Этого не может быть»

Оноду

В принципе, история могла закончиться очень быстро. Ведь Япония официально капитулировала в том же 1945 году, второго сентября. Мало того, Онода читал американские листовки с уведомлением об окончании войны. Попали к нему и листовки с приказом Томоюки Ямаситы, командира четырнадцатой японской армии, в котором предписывалось сдать оружие и капитулировать. И что же? А ничего! Онода не поверил. Он был разведчиком. Он прошел специальную подготовку. Его учили, что враг хитер и может пойти на любые ухищрения. Поэтому Онода решил, что все эти листовки – дезинформация противника. Кроме того, он был воспитан в самурайских традициях и не верил, что его страна может капитулировать. «Этого не может быть», - думал, вероятно, Онода. И продолжал свою войну.

Кэндо и разведка

Онода увлекался кэндо

Здесь, разумеется, не обойтись без краткой характеристики Оноды. Он родился в семье, которая была вполне встроена в социум императорской Японии. Его отец не только был педагогом и журналистом, что в японских реалиях и сегодня, и, тем более, тогда, говорит об определенном статусе в обществе и государственническом мышлении, но и депутатом в совете префектуры. Сам Онода с детства занимался кэндо. А кэндо – это не просто фехтование. И даже не стиль жизни. Это определенное мировоззрение, густо замешанное на самурайских традициях. Затем работа в торговой компании и переезд в Китай. Где, помимо прочего, Онода выучил китайский и английский языки. А затем армейская карьера, которая, в конце концов, привела его в училище, где готовили офицеров-разведчиков. И на остров Лубанг он был отправлен именно в качестве командира спецназа для проведения диверсионной деятельности в тылу врага. Короче говоря, если бы Онода был немецким офицером, то в фильме «Семнадцать мгновений весны» о нем сказали бы: «Характер выдержанный, нордический». Только у Оноды был японский характер. Самурайский. А это еще более ядреная смесь.

Они все еще живы

Короче говоря, Онода не поверил в окончание войны и продолжил партизанить вместе со своей группой. Но в самой Японии об этом не знали, поскольку еще в сентябре все того же 1945 года посчитали группу погибшей. Просто потому, что с ней не было связи. Каково же было удивление всех, когда в 1950 году сдался филиппинским властям один из бойцов группы Оноды и сообщил, что группа продолжает свою диверсионную деятельность.

Он действительно воевал

Джунгли стали домом Оноды

Надо сказать, что Онода со своей группой не отсиживался в джунглях. Они действительно вели диверсионную войну и прочую подрывную деятельность. Естественно, их пытались обнаружить. Но безрезультатно. Однако иногда помогал случай. Так, в мае 1954 года с группой Оноды случайно столкнулся отряд филиппинской полиции. Завязался интенсивный скоротечный бой. Один из бойцов Оноды остался прикрывать отход двух своих товарищей и погиб. После этого поиски группы стали более интенсивными, и к ним привлекли японцев. Но все напрасно.

Дважды погибшие

Группу Оноды наградили

После многолетних безуспешных поисков сдались даже упрямые японцы. Было решено, что группа все-таки погибла. И японское правительство, объявив Оноду и остававшегося с ним бойца погибшими уже во второй раз, даже решило их наградить посмертно. Что и было исполнено. Их наградили Орденом Восходящего солнца шестой степени.

«А не спешите нас хоронить»

Онода продолжал сражаться в одиночку

Посмертно наградили Оноду и его последнего бойца в мае 1969 года. И, в принципе, они могли бы, как в песне группы «Чайф». произнести «а не спешите нас хоронить». Если бы, разумеется, знали, что числятся погибшими, да еще и посмертно награжденными. И через несколько лет, в 1972 году, выяснилось, что японское правительство вновь поторопилось. Осенью того года Онода с товарищем напали на филиппинский патруль. Во время инцидента последний боец Оноды погиб. И снова японцы начали поиски. И снова неудачно.

Какая такая Олимпиада?

Сведения из внешнего мира диверсант Онода считал дезинформацией

При этом при всем нельзя сказать, что Онода был так уж отрезан от мира. Во-первых, у него был радиоприемник, который он «отжал» на одной из американских баз. Во-вторых, искавшие его и подобных ему партизан в филиппинских джунглях японцы специально оставляли там свои газеты и журналы, чтобы убедить своих самураев-партизан в том, что война действительно закончилась. Поэтому Онода знал, например, о том, что в Токио в 1964 году были проведены Летние Олимпийские игры, что японская экономика выходит на первые роли в мире, но все это он интерпретировал по-своему. То есть он верил во все происходящее, но предполагал, что на самом деле война продолжается, только в других формах. Что в Японии засело марионеточное коллаборационистское правительство, контролируемое США, но есть и настоящее правительство, находящееся в изгнании, и оно ведет войну с Америкой. Даже корейскую и вьетнамскую войну Онода трактовал как успешные действия японской Императорской армии. Просто он хорошо помнил, чему его учили в разведшколе: враг опасен, хитер и способен на самые изощренные провокации.

Приказ об отмене приказа

Бывший командир приехал на Филиппины, чтобы отменить приаказ, данный Оноде

Все закончилось в 1974 году. Тогда на Оноду нарвался японский путешественник. В ходе разговора выяснилось, что Хироо не может нарушить приказ. И что отменить его может только его старший офицер. Тогда в Японии нашли непосредственного командира Оноды – бывшего майора Танигути, который к тому времени мирно торговал книгами. И вот весной 1974 года он прибыл на остров Лубанг, надел военную форму, связался с Хироо и объявил ему приказ Его Величества об освобождении от выполнения любых операций.

Онода вышел из джунглей

И Онода вышел из джунглей. На нем было совершенно изношенное, даже истлевшее обмундирование, но зато у него была исправная винтовка, боеприпасы и самурайский меч.

Родина приняла не слишком ласково

Онода отдал меч президенту Филиппин

Далее было помилование от президента Филиппин, возвращение в Японию, уважение простых граждан и даже чиновников, и… травля со стороны японской интеллигенции. Особенно отличались журналисты и часть научного сообщества, воспитанные на принципах нового мира – мира всеобщего радостного потребления. Не отставали и японские коммунисты, называвшие Оноду милитаристом. В конце концов, он уехал в Бразилию.

Феномен Оноды

Онода - феноменальный человек

История Оноды породила споры о том, что все-таки это было. Что увидел мир? Доказательство того, как определенное воспитание может искалечить человеческую психику? Негибкость мышления и когнитивные аберрации, порожденные жестким традиционным обществом? Верность идеалам и величие человеческого духа? Скорее всего, в этом есть все. И то, и другое, и третье, и четвертое. Вопрос не в этом, а в том, что мы можем противопоставить традиции? Так ли уж мы продвинулись в подлинном гуманизме? Так ли уж сильно раскрыли мы творческий потенциал человечества? Есть ли у нас в массе своей какие-то работающие идеи, кроме идеологии безудержного консьюмеризма как рационализации банальной жажды удовольствий во что бы то ни стало? Мы победили бедность? Мы поняли себя? Или мы просто приложили ко всему постмодернистскую деконструкцию, не предложив ничего взамен? Онода, по крайней мере, доказал, что его, традиционное воспитание позволяет достигать успеха не только в милитаристской деятельности.

Фермер, писатель, общественный деятель

Онода необычайно популярен

Немного современных людей, согласитесь, после всего пережитого Онодой, смогли бы устоять на ногах. А он смог. Уехав в Бразилию, Онода стал разводить скот. И через десять лет напряженного труда сумел создать процветающее ранчо. Он написал несколько монографий. Он создал общество «Японцы Бразилии». Затем вернулся в Японию и создал организацию для воспитания молодого поколения, назвав ее «Школа природы». Зачем? Его, видите ли, обеспокоила криминализация японской молодежи. И он, воспитанный на традиционных ценностях, не смог просто отсиживаться в кустах, а решил, по мере сил, решать эту проблему. Да, он исповедует традиционную идеологию. В ней мало о всеобщем благоденствии. С ней можно не соглашаться. Но на примере Оноды мы видим, что она работает. Это не значит, что мы можем вернуться в мир традиции. Просто потому, что его больше нет. И попытки его воссоздания приведут лишь к каким-то карикатурным формам.

Онода жил, как самурай

Однако в том, что касается воспитания человеческого духа, традиция, здесь речь не только о японской традиции, разумеется, наверное, может нам помочь. Другое дело, что подходить к таким тонким материям надо очень осторожно.

загрузка...

Сексуальность
Культура
Женские вопросы
Женские вопросы
Одежда
Знаменитости